Алан Дзагоев. Первая пятёрка

По мнению УЕФА, лучшим в матче Россия – Чехия оказался самый молодой в составах обеих команд игрок. Два гола, послужившие коренной причиной признания, стали главным пока знаком отличия юного хавбека на высшем международном уровне.

Как известно, участие Алана Дзагоева в стартовом матче Евро-2012 находилось под вопросом. Травма, выведшая его из строя в конце марта, с одной стороны, и неплохие кондиции Марата Измайлова, с другой, оставляли вопрос о правофланговом сборной открытым. Так по крайней мере ситуация выглядела для широкой публики. Внутри сборной, похоже, интрига разрешилась раньше.

Надо отдать должное Дику Адвокату: он постарался сделать всё, чтобы остававшийся два месяца без футбола Дзагоев как можно скорее восстановил игровой тонус. Выпуская армейца на второй тайм против Литвы, тренер определил ему место в центре поля – там, где футболист плотнее вовлечён в игру. А потом против Италии, вернув Алана уже на привычную позицию в стартовом составе, голландец держал его на поле почти до финального свистка, хотя объективно к такому объёму игровой нагрузки футболист, наверное, ещё не был готов. Возможно, к тому моменту Адвокат уже понял, что на позиции правого инсайда ему нужен именно этот игрок.

Главное преимущество Дзагоева перед Измайловым видится в том, что он лучше вписан в командную игру. «Португалец» хоть и был активен в контрольных матчах, особенно против Уругвая, должного согласия с партнёрами очевидно не имел. Иной раз даже складывалось впечатление, что на поле он существует сам по себе. Дзагоев же, обжившись за время отборочного цикла в составе, наладил со старожилами сборной полный игровой контакт. Именно поэтому, как представляется, тренер и ускорял, насколько возможно, его возвращение в состав.

Вообще в партитуре Адвоката Дзагоеву отведена любопытная роль. Формально называясь правым крайним, фактически он играет свою любимую партию оттянутого форварда (или атакующего хавбека), причём даже без особой привязки к флангу. Если, к примеру, проследить развитие двух первых голевых акций в матче против чехов, можно обнаружить, что в том и другом случае Дзагоев включался в них в центральном круге. В одном случае его участие оказалось развёрнутым, в другом – мимолётным, но ареал его игровой деятельности обе ситуации подчеркнули довольно наглядно. Да и третий гол в матче – и свой второй – армеец тоже забил из центральной зоны.

Для понимания же общей идеи лучше всего, пожалуй, подходит первый гол. Та самая комбинация, которую Дзагоев с позиции центрхава развернул безупречным пасом в ход Константину Зырянову, ворвавшемуся в освобождённую им же, Дзагоевым, правую зону. Такого рода перемещения, когда хавбек или защитник, атакуя из глубины, оказывается к бровке ближе, чем он, формальный правый крайний, в игре сборной отлажены едва ли не до совершенства. И это, к слову, один частный пример того, чем Дзагоев для команды ценнее Измайлова.

А центральный круг в этот день стал свидетелем ещё нескольких остроумных инициатив Алана. Отсюда он несколько раз исполнял свои фирменные продольные, вскрывающие неприятельские порядки передачи – на Александра Кержакова, Андрея Аршавина, Александра Анюкова. Справедливости ради стоит признать, что большинство их соперником было нейтрализовано, но обостряющий пас всегда сопряжён с повышенной вероятностью ошибки – это аксиома. Показательно же то, что рисковать Дзагоев не боится. Сейчас он перестал быть футболистом подыгрывающим, каким в сборной был поначалу, раскрепостился и делает на поле то, что привык делать в клубе.

Закреплению этой уверенности, безусловно, поспособствует и дубль в ворота Петра Чеха. Причём не только в широком, но и в конкретно-историческом смысле. То есть, именно на этом турнире. Не стоит всё-таки закрывать глаза на то, что пока после травмы состояние Алана неидеально. Если представить, что двух этих голов не было, его игру против Чехии трудно назвать образцовой. И брак в передачах присутствовал. И промах из убойной позиции, загубивший самую эффектную, пожалуй, контратаку сборной, состоявшуюся на 19-й минуте, остался в памяти. И неуверенность в отборе, пару раз позволявшая его визави вырываться на фланговый простор и острыми передачами нагнетать ситуацию в российской штрафной, тоже имела место.

Впрочем, делать вид, что забитых мячей не было, конечно, нечестно. Поскольку именно голы и составляют смысл футбола. А потому главным героем матча семнадцатый номер сборной России объявлен вполне заслуженно. Представляется, что одним из условий двойного успеха Дзагоева стала как раз «плавающая» позиция: соперник просто не знал, где его ловить. Один гол Алан забил из второй линии атаки, другой – фактически с позиции центрфорварда. А дополнительную ценность этим мячам придаёт то, что они были забиты очень вовремя – в те моменты, когда соотношение сил на поле было крайне неустойчивым.

До сих пор табель международных успехов Алана по большому счёту был чист. Теперь там появилась первая пятёрка. Дай бог, не последняя.

Андрей Колесников, Sportbox.ru