Что такое решающие матчи?

Матчи со Словенией — не просто решающие в одном турнире: они подведут итог большому отрезку жизни команды Хиддинка. И могут как продолжить ее путь наверх, так и в определенной мере перечеркнуть предыдущие достижения.

Футболисты это прекрасно сознают, но к чему ведет это понимание? Каковы взаимоотношения наших игроков с решающими матчами, велик ли опыт подготовки к ним, есть ли в арсенале методики, которые никогда не подведут, или на худой конец просто бронебойные приметы?

Ответы на эти вопросы корреспондент «СЭ» в последние дни пытался найти в беседах с игроками сборной. Представленный срез мнений можно считать вполне репрезентативным, четверо героев публикации представляют весь командный спектр — по возрасту, опыту, времени пребывания в сборной, количеству выигранных титулов. А ведь даже настроение резервного бойца может решающим образом повлиять на атмосферу в команде — мелочей здесь не бывает.

Итак, четыре главных аспекта в восприятии «матчей жизни».

АСПЕКТ ПЕРВЫЙ. ОПЫТ

Чем больше за спиной у футболиста важнейших матчей, тем увереннее он себя в них чувствует. А в ситуации, когда адреналин гуляет по крови подобно банде батьки Махно, уверенность становится решающей. Недаром ведь клубы НХЛ начинают под плей-офф собирать звездных ветеранов, которые в регулярном чемпионате вроде бы не блистали. В решающий момент медленная, но верная рука куда надежнее быстрой, но слегка трясущейся.

Дзагоев: У меня памятных матчей было много, хотя, наверное, если я так говорю, то по-настоящему значимые, которые будут вспоминаться всегда, еще впереди. Если выбирать сегодня, то назову, наверное, игру с «Депортиво» в прошлогоднем Кубке УЕФА, когда мне удалось забить дважды.

Главная же пока в жизни победа — 5:1 в игре со «Спартаком»: именно после того матча я закрепился в основном составе. А вот самый неудачный опыт решающих матчей сразу и не припомню, хотя, если честно, досада была после многих игр. Вот и после поражения от «Рубина» хотелось поскорее скрыться с глаз.

Почему одни важные матчи получаются, а другие — нет, сказать трудно. Сказываются, наверное, многие факторы. Для меня лично важное значение имеет физическое состояние: иногда после двух-трех здорово проведенных игр чувствую небольшой спад. Делаю все, чтобы преодолеть его, но получается не всегда.

В любом случае о важнейших матчах больше думаешь, пытаешься подготовиться к ним по максимуму. Если обычно чувствуешь себя спокойно, то тут еще накануне начинает «штормить». В этом есть минусы, но и плюсов хватает: можно быть уверенным, что выйдешь на поле сконцентрированным на все сто. Главное только — не перегореть.

АСПЕКТ ВТОРОЙ. АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ

У каждого из нас свои способы приведения себя в порядок перед важнейшими испытаниями в жизни. И проверенные приемы прохождения этих испытаний. А также удачные и неудачные приметы. Ваш покорный слуга, к примеру, на экзаменах в университете всегда стремился отвечать первым в группе. Такие вещи, думаю, вспомнит и каждый из читателей.

Футболисты — не исключение. Более того, считается, что спортсмены — самые суеверные из людей и последние перед матчами часы, а то и дни, всегда стараются прожить по проверенным лекалам. Но оказывается, это заблуждение. И Кержаков, и Жирков в один голос заявили, что не просто не верят в приметы, но считают такую веру откровенно губительной. Аршавин так категоричен не был, но подтвердил, что точка зрения партнеров по команде — правильная.

У тех, кого я опросил, подход к проблеме разный. Но даже если оставить в стороне суеверия, есть какие-то объективные вещи (тот же сон накануне игры, например), которые никто отменить не может. Как обстоят дела с ними?

Дзагоев: У меня есть и опыт подготовки к важным играм, и свои приметы. Но распространяться о них не хотел бы: это очень личное.

АСПЕКТ ТРЕТИЙ. НОЯБРЬ

Решающие матчи сами по себе отличаются от других. Но и среди них есть градация: одно дело — играть важнейшую встречу 29-го тура чемпионата, заочно соревнуясь с соперником, и совсем другое — выйти на две стыковые игры с прямым конкурентом. У плей-офф свои законы.

А нынешний плей-офф отягощен еще и временем проведения. Ноябрь традиционно считается «не российским» футбольным месяцем. Чемпионат на излете, усталости, особенно психологической, накопилось предостаточно, соперники же обычно на ходу.

Дзагоев: Самое яркое и самое горестное воспоминание от матчей, когда на кону стояло все, — 5:6 от Исландии с юношеской сборной Талалаева. Строго говоря, то был не плей-офф, а решающий матч группового турнира, в котором нас устраивала ничья, но ощущения сопоставимы.

Опыт же настоящего плей-офф с матчами дома и на выезде у меня в большом футболе ограничивается играми за ЦСКА против «Астон Виллы» и «Шахтера». Еще раз убедился, что в гостях начинать легче. А со Словенией очень важно отыграть дома на ноль — вот с «Шахтером» не получилось, что потом и аукнулось.

АСПЕКТ ЧЕТВЕРТЫЙ. МОТИВАЦИЯ

Писать о ней много не надо, и так все понятно. Попадание на чемпионат мира — мечта и вершина карьеры любого футболиста. Но есть некоторые любопытные детали: а существуют ли дополнительные стимулы? Глаза любимого человека, например? Или стремление сохранить в команде главного тренера?

Дзагоев: Первым делом хочется, чтобы вся страна радовалась так же, как в июле 2008-го. Потом вспоминаешь о родителях, о брате и понимаешь, сколько радости доставишь им победой и как огорчишь поражением. Ну и, конечно, каждый хотел бы, чтобы Гус остался в команде. Это тоже добавляет мотивации.

sport-express.ru


2 Replies to “Что такое решающие матчи?”

  1. Ольга

    Лично мне страшно вспомнить лето 2008! Так под окнами орали мужики, что наверное под утро мой будильник перекрикивали. Хотя там попробуй засни. Я не все матчи смотрела, но, думаю, ничего не потеряла.

Comments are closed.