Алан Дзагоев: «С Португалией чувствовал: могу выйти и усилить, но…»

Полузащитник ЦСКА, национальной и молодежной сборных России – об итогах сезона, Капелло, молодежке, уходящем Хонде, приколах Акинфеева, огульной критике и многом другом.

Впервые на нашей памяти такое: футболист сам организовал себе пресс-конференцию. Дзагоев собрал вокруг себя журналистов, сел на диванчик в холле отеля, где живет молодежка, рассадил остальных. Кому-то пригрозил: «Ну, если опять напишешь неправду…» “What’s up?” – почему-то спросила его официантка. «Ноу, ноу», – ответил Алан. И пересчитал диктофоны. «Восемь?! Такое у меня, кажется, в первый раз!»

– Ничего не значащая встреча с Германией 12 июня станет для вас последней в сезоне-2012/13. Могли бы кратко подвести его итог?

– Все было хорошо. До вчерашнего матча. Чемпионат с ЦСКА выиграли, кубок… Да и 0:1 с Португалией при нормальной игре и при хороших моментах – не так плохо. Понятно, что ничего хорошего в поражении нет, но выглядели достойно. Капелло не зря сказал, что убедился: мы можем играть на равных с любой командой мира! Это радует. А вот вылет молодежки расстроил. Настроение так сразу раз – и вниз.

– У вас отпуск-то будет?

– До 23-го июня. Потом 28-го лететь на товарищеские матчи в Китай.

– Бывали там?

– Никогда.

– Интересно съездить?

– Нет! Потому что лететь далеко.

ХОНДА ПОПРОЩАЛСЯ. С МАССАЖИСТОМ

– Говорят, что успеха добиться трудно, но еще тяжелее его удержать. ЦСКА сделал золотой дубль. Реально ли в следующем сезоне повторить?

– Я согласен с вашим утверждением. С другой стороны, психологически может получиться попроще даже. Ведь мы – действующие чемпионы! Но рвать жилы на поле будем в любом случае.

– Хонда сказал японским журналистам, что, судя по всему, уйдет из ЦСКА. Он простился с командой?

– Слышал только, он подходил к массажисту Мише Насибову. Сказал: «Спасибо за работу!» Типа попрощался.

– Хонда желает попробовать силы в европейских топ-чемпионатах. А у вас такое желание по-прежнему есть?

– Конечно.

– Какие шаги предпринимаются?

– Они должны быть от кого-то в сторону ЦСКА. Таких шагов пока нет.

– Зачем вам в Европу? Платят там в лучшем случае столько же, как в России, а то и меньше…

— Причем тут платят?

– А что тогда «причем»?

– Хочется испытать себя. Не в обиду российскому футболу, который поднимается, в Европе – Испании, Италии – чемпионаты сильнее. Мне это интересно!

РЕЙНГОЛЬД И МАСЛОВ, ЗАЧЕМ ВАМ МЕНЯ ОСКОРБЛЯТЬ?

– Перед матчем с Голландией о вас говорили как о спасителе. Мол, приедут Дзагоев и Смолов, и все станет иначе…

– Мы же не на дворовом турнире. Команды квалифицированные, в каждой мастеровитые игроки. У голландцев весь состав выступает в чемпионате страны. Таких уж прям спасителей из нас не надо было делать. Может, где-то и усилили бы. Что касается матча с Голландией, мне показалось, что мы нормально играли до удаления. Потом, само собой, стало тяжело. Но проявили характер и смогли отыграть один гол. Дальше терять было нечего – оставалось только рисковать и идти в атаку, чтобы добиться победы. Не получилось.

Злость была, как на себя, так и на судью. Если честно, еле сдерживался. Только когда желтую показали, успокоился немного. Понял, что ничего уже не поменять. Заработать красную за разговоры с судьей – не выход.

– После игры ребята много говорили про судью, про ошибку с неназначением пенальти. Это он во всем виноват?

– Так нельзя говорить. Неправильно всю вину сваливать на него. Хотя он не поставил чистый пенальти (было или нет удаление, мне трудно судить). По игре мы должны были сделать все, чтобы избежать поражения. Допустим, забить первыми, больше атаковать, владеть инициативой, не терять мячи. Когда мы остались вдесятером, то стали хорошо прессинговать. Мысли появились: «Нечего терять!» Надежда забрезжила, когда забили мяч. Но третий пропущенный оказался совсем не к месту…

– Черышев сразу после матча написал в твиттере странную фразу: «Как готовились, так и сыграли. Футбол должен быть на первом месте». Что он имел ввиду?

— Лучше задайте этот вопрос Денису. Мне это обсуждать некорректно.

– После поражения 1:5 на команду нахлынула волна критики.

– Немного про другое хочу сказать, на самом деле. Извините, что перешел на другую тему. Так вот, Рейнгольд и Маслов прошлись по мне. Ни за что.

– После Голландии?

– Нет, после Португалии.

– Так вы же там не играли.

— Да! Если честно, я давно на это перестал внимание обращать, но тут задело. Их спросили: «Почему Дзагоев не играет?» Что мешало назвать нормально высказать свое мнение? А зазвучали такие фразы… «Поменять шило на мыло». «Он тихоход». «Он гнилой». Я не понимаю, я им что-то сделал? Зачем оскорблять? Так нельзя!

УЖ ЛУЧШЕ БЫ Я НЕ ПРИЕЗЖАЛ?

— Вернемся к матчу с Голландией. Если судить по вашим перемещениям, вы фактически играли второго форварда.

– Скорее, под нападающим. Схема 4-2-3-1. Порой просто уставал и не получалось возвращаться назад. Иногда чуть ниже отходил Смолов. Задачу отрабатывать в обороне с меня никто не снимал. Если успевал, отрабатывал. Но силы не безграничны, сделаешь два-три рывка, нужна передышка.

– Чувствовалась большая разница в классе между нами и Голландией?

– У них все лучше отлажено. Не знаю, вследствие чего. Может, они давно играют вместе.

– На самом деле это не та сборная, что играла в отборочном цикле. Часть футболистов приехали из первой команды.

– В любом случае каждый из них точно знал, что делать на поле, – в какой момент открываться, когда подстраиваться, обыгрывать и придерживать мяч. Но и мы их ловили на контратаках и создавали моменты.

– По персоналиям, кто из голландцев реально на голову сильнее наших?

– Мне понравился левый полузащитник (Ола Джон – прим. «СЭ»). Но я бы не сказал, что он кого-то из нас выше.

– Голландское пополнение прибыло к началу турнира, российское – только ко второму матчу. Вам не обидно, что в итоге и за первую сборную не сыграли, и в молодежку попали с корабля на бал?

— Обидно. Были такие мысли после матча, что лучше, наверное, поехал бы в молодежную сборную, помог бы, выступил в первой игре. Но не мне решать и в итоге не я решал, куда ехать и за кого играть.

– А почему согласились отправиться в молодежку? Вы же в этой команде не провели ни одного дня и ни одной тренировки.

– Состоялся разговор со Слуцким. Он спросил, еду ли я в молодежку. Ответил, что готов. А Леонид Викторович сообщил, что он общался с Писаревым и тот пока думает, брать меня или нет. Также затем сказал по телефону и Николаю Николаевичу: «Готов!» За мной вроде никогда не наблюдалось такого, что я не выкладывался на поле.

– У вас до этого был один официальный матч в молодежной сборной?

– Да, в предыдущем цикле. Неудачный – с Фарерами.

– Тот самый – 0:1?! (общий смех)

— Наверное, уж лучше я сюда не приезжал бы, да?

ЕСЛИ БЫ НЕ КАПЕЛЛО, ЛЕТЕЛИ БЫ В ИЗРАИЛЬ ЧЕРЕЗ МОСКВУ

– Есть мнение, что этой сборной для выхода из группы нужно было выскочить из штанов. Согласны?

– Не сказал бы. С Испанией весь матч не смотрел. Но понятно, что с ней играть тяжело – и немцам, и голландцам. А остальных можно обыгрывать.

– Сколько часов спали за три ночи с пятницы по понедельник? Успели акклиматизироваться в Израиле?

– Все нормально, почти всю жизнь в перелетах – привык. Уже в первый день здесь хорошо себя чувствовал.

– Можно сказать, что были готовы на сто процентов, когда выходили на поле в игре с Голландией?

– Думаю, да.

– Разное говорят про чартер. Вроде как лететь таким образом – частная инициатива Капелло, к которой РФС никакого отношения не имеет.

– Наверное, да. Изначально предполагалось, что мы вернемся с командой в Москву, а уже оттуда обычным рейсом отправимся в Тель-Авив.

– Вы провели в молодежке два дня. Какой она вам показалась изнутри?

– Все здесь отлично. Даже не представляете насколько ребята дружно общаются между собой. Как сказал Николаич (Писарев – Прим.»СЭ»), нужно хлопнуть дверью и выиграть заключительный матч.

ПАНУЧЧИ СКАЗАЛ: «РАЗОМНИ АЛАНА!»

– Говорили, что Фабио Капелло не выпустил вас из-за череды травм и замен. А изначально была договоренность, что вы выйдете на поле, к примеру, во второй половине?

– После первого тайма Кристиан Пануччи вышел и сказал Массимо Нери, тренеру по физподготовке: «Разомни Алана». В итоге на второй тайм меня не выпустили. Потом пошел еще раз разминаться с Федей (Смоловым – Прим.»СЭ»). И вышел на замену он.

– Один матч, другой, третий… Сильно расстраиваетесь, что так происходит?

– Неприятно. Мне хочется играть, а не оставаться на лавке. Но нужно терпеть и ждать. Другого варианта нет.

– Бытует мнение, что сборная Капелло играет по схеме, в которой он не видит Алана Дзагоева, и помочь команде вы не можете.

— Слышал об этом. На самом деле в матче с Азербайджаном своим присутствием я помог. Вышел на замену и начал атаку, когда Быстров заработал пенальти. И в игре с Португалией чувствовал, что мог бы выйти и усилить.

У ВАСИ С АКИНФЕЕВЫМ ПОВОДОВ ПОДКАЛЫВАТЬ БОЛЬШЕ НЕТ

– От сборных – к клубу. Учитывая уход Хонды, сколько новичков нужно ЦСКА, чтобы достойно выступить в Лиге чемпионов?

– В каждую линию, кроме вратарской – по одному человеку.

– В ЦСКА популярна шутка, что стали, мол, чемпионами, играя обоймой чуть ли не в 11 человек. Все травмированы, Слуцкий вздрагивает при звонках врача…

– А ведь и при Газзаеве тоже так и становились первыми с обоймой 13-14 игроков, да? Так что, видите, тенденция.

– То есть не надо никого покупать больше.

– Не мне решать. Тяжело на самом деле играть, когда мало людей. Чуть кто выпал – заменить некем. Даже на замену у нас в основном могли выйти только игроки из дубля. Конечно же, хорошая обойма нужна.

– Слуцкий рассказывал, что «старики», многократные чемпионы, раньше постоянно подкалывали молодняк, у которого золотых медалей прежде не было. И якобы сильнее других от этих шуток страдали вы.

– Да, это Вася и Акинфеев такие подкольщики. Сейчас-то они уже ничего не говорят, не имеют права. А раньше: «Медальку-то на себя хоть одну надень!» Я бы не сказал, что на их слова обижался. Другое дело, стать чемпионом очень хотелось. И я делал все для этого!

– А про вашу кричалку в адрес «Зенита» в команде шутили?

– Поначалу да, бывало. Сейчас успокоилось. Все нормально.

– Когда ЦСКА стал чемпионом, нашлись люди, которые говорили: «Все благодаря несложному календарю. Ведь армейцы вылетели из еврокубков».

– «Динамо», «Локомотив» тоже не выступали в еврокубках. Как и «Спартак» весной. Почему они тогда не стали чемпионами? Да, может быть, свою роль наше неучастие в еврокубках сыграло, но не только поэтому мы финишировали первыми. Каждый раз, когда ЦСКА брал золото, вокруг говорили: «Повезло! Не заслужили». Смешно.

– Вот и Лучано Спаллетти отметил, что у вас в чемпионском кубке петарда лежала.

– Вроде Леонид Викторович порылся там. И не увидел никакой петарды.

– В чем тогда секрет успеха?

– Наша хорошая, отлаженная, стабильная игра. Мы уверенно прошли через весь сезон. Было только один, нет, два сложных момента. Самое начало – поражения во втором и третьем туре. И весной три матча – «Спартак», «Динамо», «Рубин», где мы набрали два очка. Но даже их я не назвал бы спадом. У «Спартака» и «Динамо» должны были выигрывать, только «Рубину» уступили без шансов.

ГАЗЗАЕВ СПРАШИВАЛ ВАГНЕРА: «ДЗАГОЕВА СТАВИТЬ?»

– Говорят, Вагнер после очередного возвращения из Бразилии повзрослел. В чем это выражается?

– Я бы не сказал, что он сильно изменился. Другое, раньше он вел себя как все бразильцы. Мы знаем, они на тренировках могут где-то недобежать, что-то не доделать… А у Вагнера – совсем другой настрой. Когда делал рывки, добегал всегда до самой линии.

– В юности Вагнер был для вас главным примером?

– Да. Совсем недавно узнал, что Вагнер меня Газзаеву рекомендовал. Очень приятно, когда старшие о тебе заботятся! Бывало, кстати, что Валерий Георгиевич сам спрашивал ведущих футболистов, ставить ли меня. Интересовался и у Вагнера, и у Дуду, и, кажется, у Игнашевича. Мне сам Дуду рассказывал. А Вагнер перед игрой говорил: «Если что, держись меня! Всегда помогу».

– Вы сейчас кого-нибудь опекаете, как Вагнер вас в свое время?

– Наверное, да. Ефремова.

– Перспективный?

– Да вроде Вагнер его отметил! Будущее хорошее, но нужно работать.

– Он же, как и вы, из тольяттинской академии. Про нее какие-то дурные разговоры ходят…

– Уже все закрылось. Ребят распустили. Сейчас решают – может, Самара ее заберет под крыло. Это ужасно для российского футбола. Если мы хотим его развивать, такие школы нельзя закрывать ни в коем случае! Пусть те, кто за наш футбол отвечает, возьмутся за это! В Тольятти материальная база, условия были – вообще просто супер! После меня ее отремонтировали, добавили медицинский центр. В России таких футбольный школ не было, насколько я знаю. А теперь и ее нет.

sport-express.ru