Эволюция Алана. Почему Дзагоев должен быть в основе сборной
Превосходная форма «армейца» Алана Дзагоева – один из поводов для нашего осторожного оптимизма перед матчем сборных России и Швеции.
Спешное ужесточение лимита на легионеров многих тренеров Премьер-Лиги вынудило оперативно пересматривать принципы построения основы. В том числе – Слуцкого. В прошлом сезоне железно «российскими» у ЦСКА были четыре позиции – вратарь, пара стопперов да левый бек, а число иностранцев на поле до отъезда Думбия колебалось от шести до семи. Повинуясь регламенту, Леонид Викторович сократил одно «импортное» место в расстановке. Но, в отличие от основного конкурента, ему не пришлось искусственно вводить кого-то в состав, тем самым снижая суммарный уровень оного. Безболезненно выйти из ситуации главному «армейцу» позволил прогресс Алана Дзагоева, не заметить который, по-моему, просто невозможно.
Впечатления от игры того или иного футболиста – это всегда вкусовщина, если они не подкреплены убедительными цифровыми аргументами. Поэтому для начала несколько фактов. Международный портал whoscored.com, оценивающий эффективность игроков по совокупности статистических параметров, трижды признавал «десятку» ЦСКА «человеком матча». Трижды за семь туров! Персональной звезды Алан удостоился по мотивам встреч с «Крыльями Советов», «Спартаком» и «Ростовом».
Наши редакционные отметки справедливость выбора коллег подтверждают: по среднему баллу – 7,38 – Дзагоев занимает первое место в клубе и делит пятое-шестое с Шатовым в общем зачёте. При этом голов в национальной лиге Дзагоев забил всего один, а результативных передач не отдавал вовсе – парадокс? Отнюдь.
Мы всё по старинке считаем Алана центральным атакующим хавбеком, классическим 10-м номером, под которым, собственно, он и поныне выходит на газон. В действительности же его функционал давно изменился. Необратимо ли, вопрос дискуссионный, но сам факт, по-моему, глупо оспаривать. С появлением Ерёменко – а от такого подарка селекции редкий тренер откажется – Слуцкий стал искать новое применение Дзагоеву. Двоих сразу «под нападающим» не поставишь – толчея выйдет, сажать кого-то на лавку – тоже роскошь для клуба с такой ограниченной обоймой, как ЦСКА.
Как быть?
У Ерёменко с первых туров «попёрло» – шикарные голы, восхитительные результативные передачи. Рядом со старым знакомым разыгрался и другой новобранец – Натхо. А Алан – не то чтобы сник, но ушёл в тень. И выходил из неё достаточно редко.
Тогда-то Слуцкий и начал активное «переформатирование» Дзагоева как футболиста. Алан по-прежнему большую часть времени проводил на позиции левого инсайда, но всё чаще стал перебрасываться вглубь поля. Трижды за сезон он подменял в опорной зоне Вернблума – когда из-за дисквалификации, когда из-за травмы последнего. Пару раз выходил в основе не вместо, а вместе со шведом. Так постепенно и поднаторел в новой для себя специализации. И, что немаловажно, начал получать удовольствие от процесса.
Всем известно: Алан, играющий в охотку, на кураже, и Алан, отбывающий на поле трудовую повинность, – это, в сущности, разные люди. Первый – творит, горит, второй – всё больше тлеет да недовольно ворчит. Такой уж характер! Слуцкому удалось не просто встроить Дзагоева в, казалось бы, чуждое тому игровое пространство, а – увлечь его новой работой. Убедить, что это не тренеру нужно, а ему самому, но главное – команде. Дзагоев проникся доводами наставника – и дело пошло.
Год назад в редакции «Чемпионата» Слуцкий высказал интересную мысль об Алане. На мой взгляд, она исчерпывающе объясняет эволюцию полузащитника. «Прогрессирует ли Дзагоев? – переспросил Леонид Викторович. – Да. Просто все помнят Дзагоева образца 2008 года – маленького, лёгкого футболиста а-ля Джано Ананидзе. Весь на замахах, на уходах. Но физиология – важная вещь. Сегодня он уже не лёгкий, порхающий мальчик на быстрых ногах. У него изменилась фигура, изменились антропометрические данные, человек повзрослел. Но, к огромному счастью, в первую очередь его самого, у Алана появились те качества, которых не было тогда. Сегодня он может хорошо вести силовую борьбу, выигрывает большое количество единоборств. Ведёт игру сам. В редкой игре Дзагоев пробегает меньше 12 километров. И при этом последняя передача и высокая конкретика в завершающей стадии у него остались. Если люди по сей день ждут, что он начнёт на лёгких ногах обыгрывать по пять человек, вынужден их огорчить: не дождётесь этого никогда. Он прогрессирует в другом отношении». Для многих уверенная, солидная игра Дзагоева в текущем сезоне явилась сюрпризом – только не для тренера.
С ударом и с пасом у Алана никогда не было проблем. Были – с игровой дисциплиной и концентрацией внимания. К 25 годам Дзагоев от этих изъянов избавился. Вспомните, как он раньше защищался: что ни единоборство, то фол. Теперь он и отрабатывает усерднее, и правила нарушает реже: всего пять фолов за четыре матча Лиги чемпионов. Но главное – степень ответственности у человека в разы возросла. Алан научился держать себя в руках – по крайней мере очень хочется в это верить. Всё-таки несолидно взрослому мужчине по любому пустяку лезть в драку или препираться с судьями. Он стал более собранным, целеустремлённым – в результате выиграл он сам, и выиграла команда.
В том, что Натхо присел в запас, не лимит повинен. Это следствие спада у Бибраса и, наоборот, подъёма у Алана. В Лиге чемпионов нет лимита – и что? На решающий бой с португальским «львом» выходит осетинский джигит Дзагоев – и становится соавтором двух голов, включая решающий! А напомнить, кто принёс ЦСКА феноменальную – после 0:2! – победу в Праге? Спасибо, не буду – тот удар в девятку поклонники красно-синих ещё долго не забудут.
Кто-то ждёт не дождётся отложенной встречи Дзюбы с Ибрагимовичем на «Открытии». А я уже предвкушаю схватку за центр поля Вернблума и Дзагоева. О, это будет настоящий гладиаторский бой! А в том, что Слуцкий найдёт место Алану в основе, у меня нет сомнений. Не из клубной солидарности – забудьте эту чепуху! Игра – вот главный и единственный критерий, по которому Дзагоев заслужил право выйти против шведов с первых минут.
championat.com