Когда ЦСКА разберётся с Дзагоевым?

Есть футболисты, к которым травмы словно липнут. Например, легендой в этом смысле считался Марат Измайлов, про которого говорили, что он спать ложился здоровым, а просыпался больным. А в предыдущем поколении вне конкуренции был Владимир Бессонов, который за всю карьеру перенёс порядка 80 травм, в том числе несколько операций на колене, перелом шейных позвонков, разрыв мышц бедра… Как он при этом умудрился отыграть восемь десятков игр за сборную Союза, не поддаётся пониманию.

В последнее время всё чаще кажется, что компанию тех, кого зовут «человек-травма», готов пополнить Алан Дзагоев.

* * *

Он практически не играл в сборной всё то время, что с ней работает Станислав Черчесов, – постоянно лечился. На сбор перед чемпионатом мира приехал, наконец, здоровым, но порвался на 24-й минуте стартового матча. Героически восстановился, вышел в четвертьфинале, отдал спасительную голевую, однако в первой же игре после возвращения в клуб снова вынужден был уйти с поля досрочно – уже на 13-й минуте. Какой-то, кстати, подозрительно символичной.

В предыдущем чемпионате России он отыграл 21 матч из 30. Столько же – в сезоне 2014/15. В сезоне 2016/17 – 15 матчей, в сезоне 2013/14 – 18. Единственный раз за всю его карьеру, когда он не пропустил из-за нездоровья ни одного тура, пришёлся на сезон 2015/16. Так и то в заключительном матче, где его удар принёс армейцам золотой гол, он, как выяснилось назавтра, получил перелом плюсневой кости, из-за чего не поехал на Евро-2016.

Но таких вот, механических, повреждений в его больничной карте меньшинство. Значительно больше мышечных. Предыдущие два года он мучился с задней поверхностью бедра: рецидив за рецидивом. Та же самая история случилась в игре с Саудовской Аравией, только бедро оказалось другим. Сейчас, в Суперкубке с «Локо», не выдержала икроножная. А ещё время от времени даёт о себе знать ахилл. А ещё спина, которая, к слову, на чемпионате мира тоже некстати о себе напомнила. То есть чтобы выбыть из строя, ему чаще всего даже не надо сталкиваться с соперником, и от этого, должно быть, досада изводит его ещё крепче.

* * *

Однако помимо эмоциональной стороны в этом сюжете имеется и рациональная. Возникают понятные вопросы к работодателю. В здоровом Дзагоеве кровно заинтересован в первую очередь ЦСКА, и непонятно, почему клуб до сих пор не разобрался с его травматичностью. Известно, что проблемой занимались и в какой-то момент даже объявили её решённой. Прошлым летом Виктор Гончаренко сообщил, что причины частых повреждений Алана установлены. Но осенью хавбеку снова потребовалась пауза, причём приличная – на шесть недель. На таком сроке настаивали врачи. Дзагоев вернулся на поле уже через четыре недели.

Понятно, что большой спорт – штука жестокая, и здоровье людей в этой индустрии просто расходный материал. Но речь сейчас даже не о милосердии – о самой холодной выгоде. Боевые кондиции своего десятого номера должны быть предметом искренней заботы любого клуба, потому что от них прямо зависит количество побед, очков, долларов. И лучше один раз потратить время и деньги, но выяснить первоисточник и его устранить, чем постоянно будто бы экономить. От недолеченного спортсмена толку всё равно немного: во-первых, он объективно не может дать свой максимум, во-вторых, неуместной ретивостью приближает очередной рецидив. Понятно, что пациент всегда сам торопит своё возвращение, но это явно не тот случай, когда следует идти у него на поводу.

* * *

Сейчас не те времена, в которых играл, например, Владимир Бессонов, медицинские технологии с той поры продвинулись на несколько световых лет. И если теперь игрок постоянно на ровном месте рвётся, это выглядит по меньшей мере странно. Да и просто неприлично для серьёзной фирмы. Это как разновидность признания своей некомпетентности. А потому досконально понять особенности организма Дзагоева – это для ЦСКА, если угодно, даже вопрос престижа.

И сейчас, может быть, для этого самое время. Когда теряешь фактически целую команду, уже нет большой разницы, сколько именно это человек, десять или одиннадцать. Месяц-другой, а если нужно, то и третий, Виктор Михайлович без Алана справится. Но разобраться в ситуации ЦСКА должен. Должен соблюсти свою выгоду и свой престиж.