Сергей Игнашевич: Арсенал играет в тот же футбол, что и двенадцать лет назад

Предлагаем вашему вниманию интервью с Сергеем Игнашевичем из официальной программки к матчу ПФК ЦСКА — «Арсенал».

— Сразу после того, как наша команда узнала соперника по 1/4 финала Лиги Европы, мы попросили тебя прислать краткий текстовый комментарий для pfc-cska.com. В нём ты назвал жребий отличным и пошутил: «Осталось только разобрать, как «Мансити» в прошлом месяце дважды по 3:0 обыграл «Арсенал», и полдела сделано». Уже тогда между строк читалась твоя заинтересованность. Что это были за эмоции? Предвкушение очередных матчей с английской командой?
— На самом деле между строк читался мой интерес к «Манчестер Сити» (улыбается). Мне очень нравится футбол Гвардиолы, и я давно слежу за всеми его командами. По возможности стараюсь смотреть все матчи и, конечно, сразу вспомнил, как «Мансити» крупно обыграл «Арсенал». А что касается жеребьёвки — мыслей о тех матчах, которые мы провели против «канониров» в 2006-м, не было. Я трезво старался оценить соперника исходя из той информации, которой обладаю на сегодняшний день.

— Пока что буквально в двух словах: какова же эта оценка?
— Команда играет крайне нестабильно, зато есть топ-тренер, топ-футболисты. «Арсенал» может как обыграть на выезде сильного соперника, так и проиграть дома, например, шведской команде в матче Лиги Европы («Эстерсунд». – Прим. ред.)

— А вот для армейских болельщиков, как ни крути, «Арсенал» — это в первую очередь два поединка в 2006-м, блестящая победа ПФК ЦСКА и феерическая гостевая ничья. На твоём счету, кстати, голевой пас Даниэлю Карвалью в том эпизоде со штрафным — не знаю, правда, успел ли мяч в том эпизоде сделать полный оборот или нет…
— Да, я пятьдесят процентов работы выполнил, не иначе (улыбается). Конечно, хорошо помню этот матч. Мы вообще в том розыгрыше ЛЧ выступали хорошо, достойно — за исключением, пожалуй, двух последних матчей с «Порту» и «Гамбургом». Встреча получилась интересной, «Арсенал» был, да и сегодня является топ-командой, в его составе выступали такие футболисты, как Тьерри Анри, Робби ван Перси, Йенс Леманн в воротах. Было сложно, мы нервничали в первом тайме, но, к счастью, забили со стандарта, а затем смогли выстоять. Хотя во втором тайме давление было очень сильным: даже не засчитали гол в наши ворота, возможно, чистый. Без везения такого соперника не обыграешь.

— Все помнят, что было в матче гостевом. Лично для меня символ той игры — сидящий на газоне ван Перси, которого камера после очередного нереализованного момента выхватила крупным планом возле штанги наших ворот. Не помню, чтобы когда-либо доводилось видеть такое недоумение на лице.
— В том эпизоде ван Перси мог забить, но чуть-чуть не добрался до мяча. А мне скорее запомнился весь первый тайм, было очень сложно играть, и мы не то что до центра поля дойти — не могли даже порой выйти из собственной штрафной. Мяч дальше двадцати-тридцати метров от наших ворот не вылетал, были сплошные атаки «Арсенала», а мы оборонялись – не столько качественно, сколько количественно, но не всегда эффективно. Соперник простил нас в трёх или четырёх стопроцентных моментах — или не попадали в створ, или выручал Игорь, или мяч просто попадал в него. А вот во втором тайме чувствовалось, что «Арсенал» начал играть немного обреченно: мяч у них не шёл в ворота, минуты до 75-80-й давление мы испытывали, но как такового штурма в концовке уже не было.

— Тьерри Анри многие любители футбола сейчас вспоминают с ностальгией. Тебе ведь тоже всегда нравился этот нападающий, не так ли?
— Да, это верно. У меня даже есть его футболка, правда, сборной Франции. Но в том сезоне Анри был не в самой лучшей форме, и уже следующим летом перебрался в «Барселону». На мой взгляд, лучшие матчи за «Арсенал» Тьерри провёл за сезон-два до встреч с ПФК ЦСКА. Чувствовалось, что Анри времён наших игр — не тот, который был пару лет назад. Он по-прежнему пытался идти в обводку, но у него не получалось. Моменты были у Фабрегаса, у Росицки, у ван Перси, а у него — даже не помню, бил ли он по воротам.

— Не проходил и его коронный манёвр — получить мяч в штрафной и следующим касанием с подкруткой отправить его в дальний нижний угол. Думаю, здесь сказалось не только то, что Анри был в плохой форме, но и то, что армейцы были в очень хорошей.
— Да, и это сыграло свою роль. Мы смотрим европейский футбол и знали сильные качества Анри. И, конечно, каждый защитник готовился ему противостоять.

— Армейцы в те годы вообще излучали удивительную уверенность в своих силах — что в триумфальной кампании-2005, что в следующем году. Если вспоминать старое выражение, они словно бы схватили Бога за бороду. Это верное наблюдение?
— В тот момент мы так себя и ощущали. Благодаря Валерию Газзаеву и выигрышу Кубка УЕФА команда почувствовала вкус к большим победам. Мы не боялись играть ни с кем из топовых соперников. Состав был отличный — молодой, но в тоже время уже зрелый. На мой взгляд, если б мы вышли из группы Лиги чемпионов в 2006 году, в плей-офф могли бы пошуметь. Но не сложилось, а в 2007-м начали уходить некоторые ведущие футболисты, и, к сожалению, пик формы у той команды закончился.

— Если скакнём на год раньше — в какой момент лично ты почувствовал, что команда способна выиграть Кубок УЕФА? У меня такое ощущение родилось после разгрома «Осера». А почему задаю этот вопрос — немало общего можно найти у той кампании и у нынешней. Победы над «Бенфикой», французами и сербами, плюс впервые за всё это время практически полностью повторяющийся по странам состав участников четвертьфиналов (Россия, Англия, Испания, Италия, Португалия, Австрии, Франция, а также Германия вместо Голландии в 2005-м).
— Но жребий был более благожелательным, не то, что сейчас. Тогда была сетка, и в четвертьфинале, обыграв «Осер», мы уже знали, что нас ждёт победитель пары «Парма» — «Аустрия». Сейчас, как ты понимаешь, соперники немного другие (улыбается). А момента, когда бы я почувствовал, что мы победим в турнире, не было. Мысли такие порой посещали, потому что Газзаев напоминал в прессе, что наша цель играть в финале. Это была задача тренера-максималиста. С другой стороны, официально её перед нами никто не ставил. Кстати, недавно Юрий Палыч Сёмин заявил, что, дескать, в 2005-м году нам в плей-офф переносили матчи. На самом деле нам первую игру перенесли только в полуфинале турнира. Я, честно говоря, удивился, когда услышал это. Не поленился и залез в статистику.

— Мостик от тех времён к нынешним перекинуть легко. В плане противостояния с «Арсеналом» их объединяет не только наличие в составе ПФК ЦСКА все тех же футболистов, что играли тогда, но и фигура Арсена Венгера. Доводилось ли тебе общаться с французом?
— Нет, мы не общались, но я слышал его мнение о моей игре (загадочно улыбается).

— Очень интересно.
— Это уже давняя история. Венгер один из самых сильных тренеров в истории футбола. Его титулы, победные серии, время пребывания у руля клуба говорят сами за себя. Стиль игры его «Арсенала» всегда привлекал всеобщее внимание. Из года в год тренер проповедует красивый, атакующий, техничный футбол невзирая на статус соперника, доверяет молодым футболистам. Команда никогда не закрывается и не играет на отбой. В прошлом сезоне, когда доминировал «Челси», «Арсенал» решил действовать в три центральных защитника, чего на моей памяти никогда не было. Мне показалось, что Венгер начал отходить от своих принципов и подстраиваться под реалии современного английского футбола. В нынешнем они чаще играют 4-2-3-1, но в любом случае Арсен начал экспериментировать, хотя раньше мы видели только 4-4-2 и 4-3-3.

— Валерий Газзаев в своё время публично рассказал дивный анекдот про виртуальную реальность. Что это было? Желание блестящего тренера-мотиватора показать церемонной матушке-Европе, что он не остановится ни перед чем, чтобы придать уверенности своим подопечным?
— Я, кстати, присутствовал на той пресс-конференции, дело было уже перед вторым матчем. Газзаеву задали вопрос о голе «Арсенала», который не засчитали в Москве. И Валерий Георгиевич решил рассказать анекдот про виртуальную реальность. Я, честно говоря, знал, чем он заканчивается. Но думал, что Газзаев выкрутится, остановится или выберет более аккуратные формулировки. А Валерий Георгиевич рассказал весь анекдот от и до (улыбается). Мне было немного неловко за такую дерзость.

— Виктора Михайловича Ганчаренко можешь представить в подобной роли?
— Вообще-то нет. Но Виктор Михайлович пока не выигрывал Кубок УЕФА.

— Поговорим о нынешнем «Арсенале». Тебе понятна критика в адрес Венгера и команды со стороны болельщиков «канониров»?
— «Арсенал» в целом играет в тот же футбол, что и раньше. Единственное, нет результата. У болельщиков складывается ощущение, что Венгер ничего нового не может дать команде. И трибуны, насколько я понимаю, требуют или поменять Арсена, или что-то изменить в игре.

— Кто из футболистов наиболее опасен в составе гостей?
— У «Арсенала» супернападающие, и все разноплановые. Ляказетт, на мой взгляд, футболист штрафной площадки. Обамеянг (помним, что он не заявлен на ЛЕ) может играть в контратакующий футбол и обладает сумасшедшей скоростью. Уэллбек — это что-то среднее между Ляказеттом и Обамеянгом. И суперполузащитники, такие как Озил и Мхитарян. Озила я считаю одним из лучших футболистов мира, у него прекрасный последний пас, он великолепно обращается с мячом, сохраняет его в сложных ситуациях и здорово смещается в свободные зоны. Озил был на ведущих ролях в «Реале», это исчерпывающая характеристика. Мхитарян — игрок похожего плана, но он старается выполнять больший объем работы и играет box to box. При этом Генрих очень опасен в штрафной соперника.

Есть ещё Аарон Рэмзи, классический британский полузащитник. Мне кажется, его роль в команде схожа с ролью Мхитаряна. Только в обороне, на мой взгляд, за исключением Косельни нет таких ярких личностей, как в атаке. В этом кроется небольшой дисбаланс «Арсенала». Петр Чех — отличный вратарь. Венгер всегда доверял опытным игрокам и вратарям в частности. Можно вспомнить Симэна, Леманна, а также Адамса, Киоуна, Кэмпбелла, Мертезакера и многих других ветеранов. Мне даже кажется, опыт и понимание игры для него важнее, чем исключительные футбольные качества, и Чех в этом плане его полностью устраивает.

— Увы, в первом четвертьфинальном матче армейцы уступили — 1:4. Счёт закономерен?
— Да, мы проиграли по всем статьям. Команда уровня «Арсенала» ошибок не прощает. А мы много ошибались. У них было пять-шесть голевых моментов, и четыре из них они смогли реализовать. «Арсенал» играл классно, нужно это признать.

Роман Ляховенко

Полностью интервью с Сергеем Игнашевичем читайте в программке № 19 (601).